Специалисты компании ООО “Аудит МСК” в данной статье продолжают обзор изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации, вступающих в силу с 01 января 2008 года.
Буланькова М.Н.
Напомним, что Федеральным Законом от 24 июля 2007 г № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть II Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» внесены изменения в главы 23, 24, 25, 25.3, 30 и 31 НК РФ. В предыдущей статье «Что изменится в налоговом законодательстве с 2008 года? Часть I» были рассмотрены изменения, внесенные вышеуказанным законом в главы 23, 24 и 25 НК РФ.
Данная статья подготовлена с учетом изменений, внесенных ФЗ № 216 от 24.07.2007 г. в главы 25.3, 30 и 31 НК РФ.
Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)
С 1 января 2008 г. размер госпошлины за государственную регистрацию транспортных средств с выдачей государственных регистрационных знаков, а также за выдачу металлических государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит" на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины уменьшится с 400 до 200 руб. Такие поправки внесены в пп. 29 и 32 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Кроме того, установлен размер государственной пошлины за выдачу удостоверений тракториста-машиниста или тракториста. За бумажное удостоверение необходимо заплатить 100 руб., а за пластиковое - 200 руб. (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ); за справку, которая подтверждает получение такого удостоверения, - 30 руб. (пп. 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Также определен размер государственной пошлины за выдачу учебным учреждениям свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин. С 1 января следующего года он составит 500 руб.
С 01 сентября 2007 г. утратит силу п. 1 ст. 333.34 НК РФ, в котором определены порядок и сроки представления налогоплательщиком расчета суммы государственной пошлины, уплаченной при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Налог на имущество организаций (ст. 30 НК РФ)
Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Законодатели изменили формулировку п. 1 ст. 374 НК РФ, и теперь указанное положение не распространяется на имущество, переданное в доверительное управление либо приобретенное в рамках договора доверительного управления. Оно подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. В то же время обязанность по уплате налога в отношении имущества паевого инвестиционного фонда, которое передано в доверительное управление управляющей компании, с 1 января 2008 г. будет возложена не на учредителя доверительного управления, а на управляющую компанию. Такая поправка внесена в ст. 378 НК РФ.
При определении налоговой базы (ст. 376 НК РФ), средняя стоимость имущества, признаваемого объектом, за отчетный период будет определяться как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца отчетного периода и 1-ое число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев отчетном периоде, увеличенное на единицу. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Законодатели установили дополнительное, третье условие, при выполнении которого резиденты ОЭЗ могут воспользоваться льготой по налогу на имущество: основные средства должны использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашений о создании особой экономической зоны (ст. 381 НК РФ).
Сумма авансового платежа по налогу на имущество по объекту недвижимости иностранной организации определяется по окончании отчетного периода как произведение налоговой ставки и 1/4 инвентаризационной стоимости по состоянию на начало налогового периода. Это установлено п. 5 ст. 382 НК РФ. Указанный пункт дополнен новым абзацем, в котором определен порядок расчета суммы налога и авансовых платежей по налогу на имущество в ситуациях, когда иностранная организация приобрела или продала объект недвижимости в течение налогового периода.
В целях приведения порядка уплаты авансовых платежей в соответствие со ст. 382 НК РФ, в ст.ст. 384-385 НК РФ внесены соответствующие поправки: налоговая база при исчислении налога по местонахождению обособленных подразделений организаций либо в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленных подразделений определяется как 1/4 средней стоимости имущества.
Глава 30 НК РФ дополнена ст. 386.1, которая посвящена устранению двойного налогообложения при уплате налога на имущество. Российская организация может зачесть в счет уплаты налога на имущество в РФ ту сумму налога на имущество, которую она уплатила за пределами территории России в соответствии с законодательством другого государства в отношении своего имущества, находящегося на территории этого государства в пределах тех сумм, которые подлежат уплате на территории РФ. Чтобы получить зачет, необходимо представить в налоговые органы по местонахождению организации соответствующее заявление и документ об уплате налога за пределами России с отметкой налогового органа соответствующего иностранного государства. Оба документа прилагаются к налоговой декларации по налогу на имущество за тот год, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.
Земельный налог (гл. 31 НК РФ)
ФЗ № 216 от 24.07.2007 г. установлен порядок определения налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований (ст. 391 НК РФ). Земельный налог в этом случае рассчитывается по каждому муниципальному образованию в отдельности. Налоговая база по каждой части земельного участка определяется как доля его кадастровой стоимости, рассчитанная пропорционально доле площади на территории муниципального образования, которую занимает земельный участок.
Чтобы привести в соответствие отдельные положения гл. 31 НК РФ, которые касаются отчетного периода по земельному налогу, в п. 2 ст. 393 НК внесены изменения. Теперь отчетными периодами будут признаваться I, II и III кварталы календарного года.
С 01 января 2008 г. порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков будет определяться Правительством РФ (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Если земельный участок используется для ведения жилищного строительства, при расчете земельного налога следует применять повышающие коэффициенты. Организации и предприниматели, закончившие жилищное строительство (кроме индивидуального) в течение трех лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства, с использованием коэффициента 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого расчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику.
Согласно поправкам, внесенным в указанные пункты, течение трехлетнего и десятилетнего периода начинается с даты государственной регистрации прав на земельные участки, на которых ведется жилищное строительство (п. п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ).
Благодаря поправкам, внесенным в п. 1 ст. 397 НК РФ, срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу не может быть установлен ранее срока представления расчета по авансовым платежам, т.е. окончательная дата перечисления авансового платежа по земельному налогу в бюджет не может быть ранее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Автор - юрисконсульт ООО «Аудит МСК»