Сделки слияний и поглощений – значимая тенденция в развитии торговых сетей в 2006 году
04/05/07, "Пенза-Онлайн"
В 2006 году доля современных форматов розничной торговли по России в целом составила около 25%, в то время как в Санкт-Петербурге – более 60%, а в Москве – более 30%. Насыщение рынка мегаполисов и растущие темпы развития торговых сетей формата FMCG (Fast Moving Consumer Goods – товаров повседневного спроса) способствуют тому, что крупным сетям приходится искать новые пути для качественного и количественного роста. В рамках обзора “Торговые сети FMCG” эксперты ИА “INFOLine”, проанализировали финансовые показатели сетей и отметили, что в 2006 году происходило снижение рентабельности ряда российских сетей FMCG. Это было обусловлено, прежде всего, насыщением розничных рынков Москвы и Санкт-Петербурга, ужесточением конкуренции, а при движении в регионы - отсутствием логистической инфраструктуры. Данные процессы приводят к тому, что на розничном рынке идет процесс консолидации и увеличивается количество сделок M&A (слияния и поглощения). Важно отметить, что процессы сделки M&A в рамках консолидации рынка начинают происходить не только на уровне федеральных сетей, но и между менее крупными региональными игроками рынка, а также при движении федеральных сетей в регионы. Наиболее ярким примером сделок в 2006 году является слияние сетей “Пятерочка” и “Перекрёсток” в апреле 2006 года. Проводя опросы компаний в рамках подготовки отраслевого обзора “Торговые сети FMCG”, эксперты ИА “INFOLine” определили наиболее значимые сделки M&A сетей в 2006 году. Одним из таких событий стало приобретение Инвестиционным фондом “Ренова Капитал” миноритарного пакета (23% акций) группы “Холидей”, оперирующей сетями супермаркетов “Холидей Классик” и “Сибириада”. Объединенная компания сохранила оба основных бренда: супермаркеты площадью от 0,5 до 1 тыс. кв. м. с ассортиментом 6-12,5 тыс. наименований будут называться “Холидей”, а торговые точки меньшего размера (200-500 кв. м. с ассортиментов 3-6,2 тыс наименований) - “Сибириада” (Новосибирск). Также в 2006 году торговая сеть “Холидей Классик” осуществила еще две сделки. В апреле компания приобрела сеть “Солнечные продукты” (Новосибирск), состоящую из 4 магазинов, а в ноябре - сеть “Эконом” (Томск), состоящую из 3 магазинов. В ноябре 2006 года компания “Мосмарт” приобрела торговую сеть “Сезам” (Челябинск), состоящую из четырех супермаркетов, выкупив права аренды и торговое оборудование магазинов. Магазины ребрендированы в “Мосмарт-Экспресс”. В декабре 2006 года группа компаний “Виктория” объявила о приобретении трех торговых центров сети “Мир продуктов” (Москва), в которых планируется открыть супермаркеты “Виктория”, и магазина площадью 1,6 тыс. кв. м. в Люблине. Магазины работают на условиях долгосрочной аренды сроком на 20 лет. Инвестиции в ребрендинг составят около 2,5 млн. долл. В конце ноября 2006 года Холдинг “Марта” приобрел 9 магазинов сети “Боровецкое” и 3 универсама “Стократ” в Набережных Челнах. В конце декабря 2006 года Холдинг “Марта” приобрел торговую сеть “Милена” (Балаково Саратовской области), состоящую из 4 супермаркетов общей площадью более 3,5 тыс. кв. м. Сумма сделки составила около 4,5 млн. долл. До конца 2007 года “Марта” планирует ребрендировать магазины в супермаркеты “Grossmart”, каждый торговой площадью около 600 кв. м. Анализируя деятельность сетей в рамках обзора “Торговые сети FMCG” эксперты ИА “INFOLine” отмечают, что снижение операционной рентабельности и рентабельности EBITDA ряда российских сетей FMCG будет продолжаться, поэтому сделки M&A станут все более распространенным способом роста сетей. Федеральные сети продолжат двигаться на региональные рынки путем поглощения местных операторов, а небольшие региональные сети в противовес им станут объединяться.
|
|
|