Цены на бензин снова вырастут?
10/02/06, «Наша Пенза», №7
Почти полгода все автомобилисты поглядывали на ценники автозаправок с приятным удивлением: держат нефтяники слово, не повышают цены на горючее. Напомним, что с 1 сентября 2005 года действовал небезызвестный мораторий между государством и нефтяными компаниями страны. Но вот наступил январь, взмыли цены на услуги ЖКХ, заметно возросли тарифы на электроэнергию и газ, а на АЗК того же «ЮКОСа», например, оставались сентябрьские цены. Вместе с тем все понимали, что бесконечно это продолжаться не может. Растет стоимость нефти на мировом рынке, не удается обуздать инфляцию внутри страны, а важнейший энергоноситель останется в той же цене?.. Это нереально. Более того. Мы зачастую сами делали «упреждающие шаги»: цена проезда в общественном транспорте в течение года была повышена дважды, в том числе в маршрутных такси на 80(!) процентов (с 5 до 9 рублей), и объяснялось это каждый раз ростом цен на горючее, хотя при втором повышении они не менялись. Это называется «пустить телегу впереди лошади». В соседних регионах цены на нефтепродукты поднялись уже с середины января, в Пензе они еще держались. Но вот начали меняться ценники и на пензенских АЗК. Сбываются, к сожалению, прогнозы аналитиков. Чем обусловлено повышение цен на нефтепродукты и так ли оно необходимо? С такими вопросами наш корреспондент обратился к помощнику генерального директора ЗАО «Пензанефтепродукт» по связям с общественностью В.В. Мамину. «Скажу однозначно: розничному предприятию повышение цен на нефтепродукты невыгодно, - говорит Валерий Владимирович. - Объемы продаж падают (особенно в первое время), продавцам приходится выслушивать нелестные замечания потребителей, хотя работники АЗК здесь вовсе ни при чем. Любой автомобилист знает: от нефтяной скважины до заправочной станции путь неблизкий. Сырая нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, оттуда бензин и дизтопливо доставляются в регионы по трубопроводу, по железной дороге и т. д. Удорожание происходит на каждом этапе, и связано это с целым рядом причин». Попробуем и мы «пройтись по всей цепочке», воспользовавшись для этого самым современным средством передвижения во времени и пространстве - Интернетом. «Рост цен на топливо в немалой степени зависит от налоговой составляющей, доля которой в стоимости тонны бензина - 63%», - говорит глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Напомним читателям, что в России существует налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ. Это очень правильно, подобный налог есть во всем мире, но верно и то, что в цивилизованных странах он дифференцирован: для экспортной нефти один, для нефти, поставляемой на внутренний рынок, - другой, гораздо меньший. Так государство ограждает своих потребителей от болезненных потрясений на мировых аукционах. Виктор Христенко, кстати сказать, выступил с предложением и в России «расчленить» НДПИ. Этот законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Но пока закон не принят, все остается по-прежнему: цены на мировом рынке растут, соответственно растет единый для всех НДПИ, а так как внутренние цены на нефть у нас ниже мировых, больше всего страдают нефтяники, работающие на российский рынок. Мириться с таким положением они не хотят и повышают цены на свою продукцию, поставляемую заводам, в том числе Новокуйбышевскому НПЗ, который является главным поставщиком нефтепродуктов для нашей области через НК «ЮКОС». «Ценовую волну» подхватывают транспортировщики. С 1 января на 11 процентов повысила тарифы на свои услуги фирма «Транснефть», которая перекачивает сырую нефть от скважин до НПЗ, на 15 рублей за тонну (без НДС) повысила свои тарифы АК «Транснефтепродукт», которая поставляет горючее с Куйбышевского и Новокуйбышевского НПЗ, на 12,8 процента выросли тарифы на железнодорожные грузоперевозки. Амплитуда «волны» растет по мере ее продвижения. (Что-то вроде цунами: в эпицентре - рябь, на побережье - многометровая стена воды). С января по февраль цена на нефть в России выросла с 5600 до 7500 рублей за тонну, свои проценты к ней добавили нефтепереработчики, транспортировщики... Обрушилось все на розничную торговлю и непосредственных потребителей - автомобилистов, транспортные, сельские и иные предприятия. Положение усугубляется тем, что все февральские объемы нефтепродуктов полностью законтрактированы и свободного продукта на рынке нет, что указывает на возможность дальнейшего роста цен. Основные объемы утекают на Запад. Даже природа внесла свою лепту. Необычно крепкие и долгие морозы значительно увеличили расход горючего для автомобилей и мазута для котельных и теплоэлектростанций. «Был период, когда даже зимнее дизтопливо оказалось дефицитным, - говорит В.В. Мамин. - Оно дороже обычного (за счет стоимости низкотемпературных присадок), поэтому востребовано меньше, и заводы производят его в ограниченном количестве, ориентируясь на мягкие зимы прошлых лет. А тут вдруг такие морозы! На несколько дней пришлось ограничить отпуск зимнего ДТ, отпускали только владельцам топливных карт «ЮКОСа». Но уже с 7 февраля все ограничения сняты». Что будет впереди, сказать сложно. Известный экономист Александр Шохин предсказывает рост цен на российскую нефть на уровне 55 - 60 долларов за баррель, эксперт Центра стратегических разработок Василий Петров идет еще дальше - 70 - 80 долларов. Остается последний вопрос: может ли государство остановить рост цен на ГСМ? Может, конечно! А вот нужно ли? События на Украине летом минувшего года продемонстрировали, чем чревато административное регулирование цен. Правительство Тимошенко пыталось искусственно сдержать цены на бензин и этим фактически спровоцировало дефицит топлива в стране, вызвало километровые очереди к автозаправочным станциям. Мы это тоже проходили. Ю. Леснов
|