Пензенский рынок захватывают чужаки
09/02/06, «Вестник - НП», №7
Торговая сеть Пензы бурно развивается. И это хорошо. Появляются магазины если и не европейского, то приближенного к нему уровня, улучшается качество обслуживания клиентов, расширяется ассортимент предлагаемой продукции, растет товарооборот. Однако рынок захватывают иногородние сетевые компании, которые заинтересованы в продвижении своих товаров, а местные производители, как, впрочем, и экономика области в целом, оказываются в невыгодном положении. Об этом шла речь на совете по предпринимательству при городской администрации, где рассматривался вопрос об укреплении позиций местных товаропроизводителей на рынке Пензы. Руководитель комитета потребительского рынка Надежда Миляева подвела итоги работы своего ведомства. С марта по декабрь было проверено 509 предприятий розничной торговли и общественного питания: только в 377 из них продукция местного производства составила более 50 процентов. И посетовала, что хорошая пензенская продукция зачастую не востребована только из-за того, что либо упаковка неприглядная, либо расфасовка не та. У производителей имеются претензии к торговле. Например, у Пензенской макаронной фабрики полное взаимопонимание с сетью магазинов «Магнит», а вот с «Товарищем» и «Патэрсоном» отношения не сложились. Рынок заполнен макаронными изделиями более крупных фирм, которые демпингуют местного производителя, то есть понижают цены. Убытков у фабрики пока нет, но и прибыль невелика: цены на муку выросли, а на макароны не изменились. ОАО «Исток» нашло общий язык и с «Магнитом», и с «Патэрсоном», но «Товарищ» упорно не хочет идти на контакт. В свою очередь коммерческий директор сети «Товарищ» сказал, что выбор - брать или не брать товар - продиктован исключительно экономической целесообразностью и покупательским спросом. К слову, в общем объеме продаваемой в «товарищеской» сети продукции до 70 процентов занимают именно местные товары. У мясоптицекомбината «Пензенский» нет проблем с названными сетевиками, но существуют и другие поставщики продукции. И, несмотря на то что МПК является лидером продаж колбасных изделий в Пензенской области, представитель комбината подчеркнул: доля продаж собственной продукции не так велика, как, скажем, в Мордовии. Да и трудно выживать в конкурентной борьбе с крупными федеральными компаниями, которые предоставляют бонусы и скидки. На пензенский рынок приходит новая международная компания «Спар», которая собирается открыть торговый центр в дальнем Арбекове. Рвется к нам и сеть «Метро» из Германии. Последняя, по словам предпринимателя Олега Тоцкого, присутствует уже в 10 регионах. Ситуация там складывается следующим образом: компания захватывает половину рынка, а товаров местных производителей берет на реализацию не более 10 - 20 процентов. В общем, прибыль выкачивается и вывозится в Германию. Пламенное выступление Тоцкого можно свести к следующему: рынок в Пензе сложился, через несколько лет местный бизнес сможет удовлетворить его полностью. Зачем же пускать чужаков? Тем более что региону это практически ничего не даст. Надежда Лежикова, возглавляющая совет предпринимателей, в тему озвучила предложение главы администрации Пензы Романа Чернова создавать свою розничную сеть. Мол, участки мы вам дадим, так что объединяйтесь и стройте, создавайте акционерные общества! Но энтузиазма это, как ни странно, не вызвало. Может, размах у местных бизнесменов не тот, может, каждый предпочитает вариться в собственном котле, но выступить застрельщиком в новом деле никто не пожелал. Надежда Анатольевна выразила недоумение: чего же вы, мол, хотите? В самом деле, свято место пусто не бывает, и если его не займут свои, то на него обязательно придут чужие. Прозвучало и другое предложение. Губернатор Василий Бочкарев договорился с мэром Москвы о выделении пензенским предпринимателям площадей под строительство помещений для торговли. На него тоже никто не откликнулся. Конечно, местного производителя надо поддерживать. Но не по принципу держать и не пущать чужаков - времена не те. Брать надо качеством и умением преподнести свой товар. Что касается качества, оно зачастую не уступает московской или саратовской продукции. А вот показать товар лицом, увы, не умеют. Экономят на оформлении, упаковке, а главное, на рекламе. Казалось бы, именно местные производители находятся сейчас в более выгодном положении. При производстве импортных продуктов питания все чаще внедряются трансгенные технологии, у которых немало противников. Мы же, слава Богу, все еще используем натуральные продукты, которые не вредят здоровью. Хочу поделиться опытом. В Латвии лет 10 назад сложилась тупиковая ситуация. Рынок был завален красочной, а главное, дешевой продукцией из Голландии, Польши, Норвегии и многих других стран. Иностранные компании мгновенно застроили всю Ригу супер- и гипермаркетами. А своя продукция, гораздо более вкусная и полезная, оказалась невостребованной. Торговля шла очень бойко, а деньги из страны уплывали. И тогда на уровне правительства был создан проект под названием «Выбери латвийский товар!» В нем участвовали все средства массовой информации независимо от того, любимы они были властью или нет. Потому что речь шла об экономике страны, и, забыв про политические пристрастия, все объединились в едином патриотическом порыве. Важно было дойти до каждого потребителя. Идея сработала! Правда, параллельно с этим улучшался и дизайн упаковки, ежедневно проходили дегустации той или иной продукции. А, например, в сети норвежских супермаркетов запустили такую систему: каждый день на какой-нибудь продукт (латвийский!) делалась скидка. Это мог быть сок, творожные сырки, кефир, молоко или отдельный сорт колбасы. Вывешивались огромные красочные плакаты, посмотрев на которые, невозможно было устоять и не купить что-нибудь. Справедливости ради надо сказать, что разница в цене была ощутимой и выгода для покупателя очевидной. Но и производитель с продавцом были не в прогаре: продукты по скидкам шли на ура. Сейчас почти все магазины в Риге принадлежат иностранным компаниям, но латвийский товар представлен там без каких-либо ограничений. Такова договоренность. Надежда Лежикова и заместитель главы администрации Сергей Симонов призвали предпринимателей не экономить на рекламе и привели уйму примеров, свидетельствующих о ее эффективности. Но бизнесмены посетовали на дороговизну рекламы: дескать, она съест всю их прибыль. И администрация решила пригласить на очередной совет по предпринимательству представителей всех средств массовой информации и обговорить этот вопрос. Идея хорошая. Но для того чтобы она дала результат, журналистам, как и предпринимателям, не мешало бы объединиться. Дело-то нужное и, что немаловажно, общее. Поэтому и осуществить его можно только тогда, когда в товарищах согласье есть. Доросли ли мы до этого? Лариса Реппе
|
|
|